Цели:
-
воспитание у учащихся культуры поведения;
-знакомство
с вежливыми словами;
-знакомство
с трудом Ризы Фахреддина «Воспитанный ребенок»;
-развитие
кругозора и речи учащихся.
Оборудование
урока:
-
портрет Ризы Фахреддина;
-
книги Ризы Фахреддина;
-
вежливые слова;
-
высказывания о вежливости.
1.Организационный
момент:
-
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2.
Новая тема.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную, нужную тему.
Сейчас я расскажу вам сказочную историю:
Есть такая планета в Галактике, планета Вежливости. На ней живут
необычные жители. В их словарном запасе так много вежливых слов! Их отношения
чистые, добрые, к друг другу они относятся с большим уважением и с
большой любовью.
На
этой планете даже неживые предметы знают слова благодарности. Например: урны
на этой планете сделаны в виде медвежат, которые благодарят всех
настоящим голосом за то, что они выбросили мусор именно в урну, а не рядом с
ней. И потому на планете Вежливости всегда царит мир и согласие в человеческих
отношениях.
-Ребята,
а на нашей планете всегда ли царит красота, чистота? (нет)
-А
кто виноват в том, что у нас не все в порядке? (мы сами)
-Да,
правильно. На нашей планете не всё хорошо, и потому, что надо быть воспитанным
человеком и начать нужно с себя.
-Итак,
какого человека мы можем назвать вежливым человеком? (того, кто не грубит,
здоровается, ведет себя достойно)
-Какие
слова он использует в разговоре? (слова приветствия, слова благодарности, слова
извинения и т.д.)
-Да,
то, что вы сказали правильно. Вежливые люди очень деликатно разговаривают со
всеми людьми и друг с другом. Они никогда не кричат, не произносят грубых,
некрасивых слов.
-А
какие вежливые слова вы знаете? (выслушиваются ответы детей)
-А
что значит «здравствуйте?»
Как
понимаете это слово? (желать здоровья)
-А
знаете ли вы, что в разных странах здороваются по-разному.
Например,
в Индии люди прикладывают руку ко лбу и к сердцу. Это означает: «Мой ум, моё
сердце приношу Вам!». А в Африке говорят: «Я тебя вижу!». А в ответ: «И я тебя
вижу!». И в какой стране бы не здоровались, главное сделать это мягко и с
улыбкой.
Как
прекрасно написал в стихотворении «Здравствуйте, люди» Расул Гамзатов.
И
вблизи, и вдалеке
На
каком бы языке
Не
беседовал в наш век
С
человеком человек,
Я
его благодарю:
«Здравствуй, гордо
говорю».
-А
сейчас мы поговорим ещё об одном важном слове в нашей жизни. Это слово - спасибо.
-Когда
мы говорим это слово? (выслушиваются ответы детей)
-А
сейчас послушаем сказку.
«Для
чего говорят спасибо?»
«По
лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им
пить.
Путники
подошли к ручью. Тихо журчало прохладная вода. Они поклонились, напились.
-Спасибо
тебе, ручей! – сказал дедушка.
Мальчик
засмеялся:
-Вы
зачем сказали ручью «спасибо?» - спросил он дедушку. – Ведь
ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности
-Это
так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы люди,
знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…»
-Ребята,
о чем задумался мальчик? (выслушиваются ответы детей)
-Вежливых
слов не нужно стесняться: слов просьбы, слов благодарности, слов извинения.
Ведь иногда это может и помочь выручить в какой-нибудь жизненной ситуации.
Вот
вам пример из стихотворения И. Юсупова:
Пошел
я гулять
И
в саду по привычке
Я
дернул девчонку за обе косичке
На
крик прибежала девчонкина мать,
Меня
изловчилась за ухо поймать.
Попробовать
что-ли?
В
сторонку куда-то
«Простите
меня» -
Я
шепнул виновато.
«Ступай» - улыбнулась,-
«Прощаю
пока».
И
ухо моё отпустила рука.
«Простите!
»...Ура!
Убедился
я снова
Какое
оно интересное слово!
-Почему
мама девочки отпустила мальчика? (потому что он попросил прощения)
-Видите,
какие чудеса творят вежливые слова.
-
Ребята, у нас в стране очень много великих людей и одним из них является
Ризаэддин Фахреддин – известный писатель-прозаик, ученый-историк, журналист,
педагог, просветитель. Послушаем об этом замечательном человеке.
Заранее
подготовленные ученики:
Ризаэддин
Фахреддин - автор обширных исторических и культурных трудов родился 16 (4)
января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии
(сейчас Альметьевский район Республики Татарстан). В семье имама этой деревни
Фахретдина Сайфетдина и Маухубы бинте Рамкул. Учится в медресе города
Чистополя, затем в Шалчалинском медресе. Он всегда сожалел о том, что не может
обучаться в столичных учебных заведениях. В 1884 году сам начинает преподпвать,
создает свое методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет
множество (около 50 томов) научных трудов, которые многие из них были потеряны.
Уже при жизни к Ризе Фахреддину приходит мировое признание: его приглашают на
Всемирный конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии
считают за честь познакомиться и пообщаться с ним. Умер Ризаэддин Фахреддин 12
апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды
Ризы Фахреддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала академии наук
хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что мудрое слово
замечательного татарского ученого дойдет и до современного читателя.
-Ребята,
известный татарский просветитель, педагог Риза Фахредин написал послание детям
«Воспитанный ребёнок». Я хочу прочитать вам отрывок из этого наставления:
«Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен: он
ведёт себя
прилично
и вежливо, шагает степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к
своей цели. Если по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с
ними, а если встретит родственников и близких, поздоровается за руки .
А
вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный ребёнок идёт
прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится возле магазина или иных
увеселительных заведений. Да камни и палки не будет кидать прохожим собакам и
кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку, а лужи обойдёт стороной,
никого не обрызгав. Со своими одноклассниками и не скажет скверного слова.
Словом, даже прохожие, увидев милое создание, про себя подумают, какой славный
малыш».
-
Так чем же отличается воспитанный ребенок от невоспитанного (выслушиваются
ответы детей)
-Как
ведет себя воспитанный ребенок? (выслушиваются ответы детей)
-Ребята,
представьте, как будут счастливы взрослые, учителя и родители, когда их дети
будут воспитанными. Ведь, как сказал Ризаэддин Фахреддин:
«Воспитанный
ребёнок ценнее золота и дороже райских благ. Нет для родителей большего
богатства, нежели воспитанный ребёнок.»
-Я
думаю, верю, что у нас будете не только вежливыми, но и воспитанными, не будете
стесняться произносить нужных слов, ведь тот, кто не умеет давать, тот не
умеет брать. А тот, кто не умеет благодарить, тот не умеет и просить.
-В
русском языке очень много вежливых слов. Пересильте себя и скажите маме:
«Благодарю тебя за то, что ты вкусно готовишь!» и поцелуйте её в щечку.
Попросите
у друга прощения, попрощайтесь с учителем и вы увидите, что отношение к вам
будет совсем другое.
-И
напоследок:
Ребята!
Твердите
с утра по словарю:
«Спасибо!
Извините! Позвольте!
Разрешите!
Я Вас благодарю!»
- До
свидания. Я вам благодарна. |